История изобретения бескаркасной мебели

Окунемся в историю создания бескаркасной мебели и в частности кресла мешка.

Изобретение бескаркасной мебели произошло довольно давно, примерно в шестидесятых годах прошлого столетия в Италии. Говорят, чтобы понять эпоху, нужно посмотреть на человека эпохи. Мы же поступим по другому, давайте посмотрим на изобретение того времени – кресло мешок.

Эпоха шестидесятых-семидесятых изобиловала движениями протеста, новыми веяниями и организациями. Закоренелые правила прошлого вот-вот готовились отбросить, а новые течения только создавались. Это были времена всего нового и революционного. Не могли они обойти и поприще дизайнеров. Идея отказа от логики и рационализма витала в воздухе и вылилась в создании движения «антидизайна». Молодые дизайнеры пытались придумать такую мебель, которая коренным образом бы отличалась от привычной для нас каркасной модели, но в то же время она должна была содержать в себе важнейшее качество мебели – удобство.

Если перенестись во времени  в далекое и не очень прошлое, мы заметим, что принципы которые являются основными в конструировании и использовании бескаркасной мебели, такие как простота, легкость, комфорт,  появились и успешно применялись людьми еще задолго до возникновения самой бескаркасной мебели как таковой. Люди часто сами того не подозревая  создавали и успешно применяли то, что сейчас мы бы назвали «прототипами» различных вариантов бескаркасной мебели. Например, куча листьев, травы или сена точно также проминалась, подстраивалась под тело и не содержала жестких элементов. Как часто уставший работник мог устроиться для передышки на мешке с зерном или например с очень популярной сейчас гречневой лузгой. Какое блаженство испытывала молодая барышня, проваливаясь как в облако, в набитую нежным пухом перину… Сеновал был одним из главных мест отдыха. Эти удобство, мягкость, удовольствие и расслабленность были настолько желанными, ощутимыми и близкими к человеку. Очень быстро эти бесформенные кучи научились ограничивать в объеме, чтобы они не расползались. Так появились первые прообразы бескаркасной мебели в т. ч. кресел-мешков — перины и тюфяки. 

Однако впервые бескаркасная мебель появилась в конце 60-х годов. Появление такой мебели, оказалось в мебельном деле новаторством не меньшим, чем, например, футуризм в поэзии начала XX века. Что интересно, родиной бескаркасной мебели, и нового течения в стихотворном искусстве является Италия. Своеобразная артистическая дерзость вообще свойственна итальянцам — не случайно именно они вот уже полвека идут в авангарде мировой моды.

В настоящее время нет однозначного мнения о том, кто первым придумал бескаркасную мебель. Одно из мнений отдает пальму первенства Роджеру Дину, который работал на мебельную компанию «Хилл». В 1967 году он создал необычную мебель, состоящую из 12 секций, склеенных между собой и покрытых мягким мехом. Это изобретение называлось “Sea Urchin” - “Морской Пострел” и было первой попыткой отказаться от канонической деревянной или металлической мебели. 

История изобретения собственно кресла-мешка не менее туманна. Ходят слухи, что bean bag (бинбэг – кресло-мешок) был изобретен случайно, когда на фабрике пенопласта лишний пенопласт сложили в мешки, а кто-то заметил удобство сидения на нем. Все может быть. Тем не менее, создание настоящего кресла-мешка приписывается трем молодым итальянским дизайнерам-архитекторам Франко Теодоро, Пьеро Гати, Чезаре Паолини в 1968-м году. Они придумали проект кресла, в виде мешка из прозрачной ПВХ-пленки, внутри которого налита жидкость.

Молодые дизайнеры задавались целью радикально обновить внешний облик предметов, и пошли по революционному пути, отказавшись от формы как таковой. В это время по всей Европе прокатилась бунтарская волна, связанная с отказом от надоевших, в то время, стереотипов в моде, искусстве и культуре в целом. Первая бескаркасная мебель — кресло мешок — было одним из первых объектов, созданных «антидизайнерами» и, можно сказать, стало программным произведением этого движения.

Однако бескаркасная мебель получила признание не сразу, и причиной тому — крайнее неудобство ее эксплуатации. Объем содержащейся внутри мешка жидкости делал его непомерно тяжелым, а ПВХ не выдерживал напряжения и часто рвался. Такой образец бескаркасной мебели был, скорее, художественным объектом, чем предметом внутреннего убранства — авангардным дизайнерам вообще свойственно жертвовать практичностью ради эстетики.  И вот, в 1968 году, после нескольких неудачных попыток коммерчески реализовать свой проект, дизайнерское трио встречает авантюрного промышленника Аурелио Занотту, которому сразу пришлась по душе идея бескаркасной мебели. Он берется выпускать кресла мешки, внеся некоторые изменения в их «конструкцию». Прозрачный ПВХ был заменен на ткань соблазнительного розового цвета, а в качестве наполнителя были использованы гранулы из вспененного пластика (в те времена для изготовления такого кресла использовались всего лишь один материал и одно цветовое решение – розовое, как вызов обычной мебели).

Обновленная модель отличалась легкостью и надежностью, сохраняя при этом главные качества бескаркасной мебели — удобство и внешнюю оригинальность. Таким образом на мебельной фабрике Zanotta вышла первая модель бескаркасной мебели, получившая емкое и лаконичное название «Sacco» (в переводе с итальянского «мешок»). Это первое кресло удостоилось высочайших похвал со стороны, как критиков, так и потребителей — модель получила несколько наград и принесла ее создателям долгожданную славу. 

Надо сказать, что тогдашний дизайн традиционной мебели разрывался между двумя взаимоисключающими, как казалось, требованиями – эстетическим содержанием и удобством. Бескаркасная мебель же, как раз и оказалась в нужное время в нужном месте: она была и красивой, и удобной, и модной. Главное же влияние в продвижении бескаркасной мебели на рынок оказало в своё время телевидение – увидев такие кресла в студии во время ток-шоу, многие люди тут же возжелали приобрести такие же и себе. Принцип тюфяка или подушки возвращается и становится одним из главных символов "мебельной" революции. А вместе с этим старое воспоминание о том, как было здорово прыгать и валяться на старой бабушкиной перине, реабилитируется и превращается во вполне солидное занятие. А у мебельщиков возникает мысль, что комфорт — это не только удобство и пафос, но еще и радость.

С тех времен бескаркасные кресла, диваны, пуфы и маты прошли проверку временем и клиентами, доказывая свою мировую популярность, которая только набирает обороты. И это не удивительно! Бескаркасная мебель удобна, экологична и практична!

      

Оглядываясь на  историю бескаркасной мебели, в частности кресла-мешка, невольно вспоминаешь знаменитую фразу: «Все гениальное — просто». Действительно, тяга к простым вещам свойственна человеку, особенно сейчас, в век информационных технологий. Можно быть уверенным в том, что и через многие годы, бескаркасная мебель не утратит своей популярности. Если только какой-нибудь другой острый дизайнерский ум не создаст что-то еще более простое и привлекательное!